Обряд «Шох мойлар»
?>
История обряда
В системе традиций, связанных с земледельческой культурой, особое практическое значение имел обряд первого весеннего выхода в поле для пахоты. От своевременности и качества проведения весеннего сева зависели и обилие будущего урожая, и благополучие всего года. Дату первого выезда в поле определяли сельские аксакалы. Народы Средней Азии, учитывая природно-климатические условия своего региона, выработали множество обычаев и ритуалов, сопровождавших начало посевной.

Архаические верования и наскальные рисунки
Хотя древнейшие верования, связанные с первой пахотой, в основном утрачены, археологические памятники, особенно петроглифы, позволяют восстановить представления о происхождении и значении этих обрядов. Так, среди наскальных рисунков в местности Саймалы-Таш (Ферганская долина) нередко встречаются сцены, изображающие первую весеннюю пахоту. Это свидетельствует о том, что обряд, известный в народе как «Шох мойлар» или «Биринчӣ қўш» («Первый плуг»), уходит корнями в глубокую древность.
Исследовав 32 сцены с изображением пахаря, ведущего в плуге пару быков, Ю. Н. Голендухин пришёл к выводу, что племена, оставившие эти петроглифы в конце III — начале II тысячелетия до н. э., занимались в основном земледелием. На некоторых рисунках солнечные символы имеют 7, 12, 13, 15 или 28 лучей — вероятно, это отражение традиционного календаря, служившего для точного определения сроков сельскохозяйственных работ.
В изображениях пахоты прослеживается ритуально-обрядовая сторона — первая весенняя вспашка как символ пробуждения земли и начала нового цикла.
Символика рогов и культ животных
С глубокой древности народы Средней Азии приписывали особую магическую силу рогам горных козлов, баранов, архаров и других животных. Известна находка в пещере Тешикташ, где неандертальцы при захоронении погибшего ребёнка разложили над его головой рога горных козлов в форме полумесяца. Это, вероятно, символизировало веру в то, что мифологические покровители в образе животных проводят душу умершего в иной мир.
Обычай вешать закрученные рога баранов и архаров в священных местах и даже в некоторых домах, сохранившийся в отдельных районах до наших дней, является отголоском древнего культа рогов и костей. В обычае смазывать рога быков «топлёным животным жиром» перед первой пахотой также нашла отражение вера в магическую силу рогов и связь их с идеей плодородия.

Обряд «Шох мойлар» как символ просьбы о благополучии
Узбекские земледельцы считали особенно благоприятным проводить первую пахоту в канун Навруза, в среду, символически ассоциировавшуюся с достатком. К этому дню отбирали лучших быков, которых утром угощали запаренной соломой, посыпанной мукой. Женщины готовили «плов первой пахоты» (qo‘sh oshi), предварительно обходя дома и собирая для него зерно и муку — каждый хозяин вносил вклад, желая богатого урожая, семейного достатка и здоровья детям.
В этот день пели:
Dehqon dala aylandi,
Ho‘kiz shoxi moylandi,
Omoch, mola, cho‘nka tish,
Bobo dehqon shaylandi.
Bugun bayram –Yilboshi,
Yilboshiga qo‘sh oshi,
Har ro‘zg‘orning himmati,
Palovmi yo so‘k oshi.
Momo quying go‘jani,
Tovoqni tut ichgani!
Dehqon bobo, bo‘sh kelmang,
Kuzda sanar jo‘jani.
Дехкан в поле вышел вновь,
Смазан рог у быков,
Плуг, соха, зубья в ряд —
Дед-земледелец рад.
Сегодня праздник — Новый год,
К нему плов пахоты идёт,
Каждый в дом свой вложит вклад —
Плов ли, каша — будет лад.
Бабушка, лей соус густой,
Подай нам поднос большой!
Дед-земледелец, не ленись —
Осенью цыплят сочтём мы, держись!
Перед тем как вывести плуг в поле, старшие женщины бросали щепотку муки между рогами быков со словами: «Пусть будет в белизне, придём к сытости! С твоим благословением просеем полные чаши муки!»
В этот день в каждом доме пекли бо‘г‘ирсоқ (кусочки теста, обжаренные в масле) и угощали соседей. Считалось, что если этим угощением разделятся многие, год будет урожайным. Маслом, в котором жарили бо‘г‘ирсоқ, смазывали рога и шею быков, а также лемех плуга. После этого аксакал произносил молитву о мире, спокойствии и изобилии.
Источники:
- Жураев М. Узбекский фольклор сезонных обрядов. — Ташкент: Фан, 2008. — 294 с.
- Жўраев М. «Шохмойлар» или «Первый плуг» в системе узбекских аграрных обрядов // Исторические корни и современные процессы земледельческой культуры на территории Узбекистана. — Ташкент, 2006. — С. 83–90.
- Голендухин Ю. Н. Вопросы классификации и духовный мир древнего земледельца по петроглифам Саймалы-Таша // Первобытное искусство. — Новосибирск: Наука, 1971. — С. 202.